- Образование детей с ОВЗ осуществляется в рамках инклюзивного обучения в общеобразовательных классах.
- Для осуществления процеса обучения используются учебные кабинеты школы. Специально оборудованных учебных кабинетов для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется. До настоящего времени потребности в специально оборудованных кабинетах не возникало.
- Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Хадабулакской ООШ не имеется.
- Для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ используется фонд библиотеки МБОУ Хадабулакской ООШ.
-
Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Хадабулакской ООШ, не имеется. До настоящего времени потребности в специально оборудованных спортивных объектах не возникало.
-
В школе используются следующие средства обучения:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
-
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, математике, русскому языку, литературе, технологии, начальным классам; карты по истории и географии; картины по русскому языку, литературе; портреты по всем учебным предметам; натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, начальным классам; лабораторное оборудование по биологии.
Механические визуальные приборы: микроскоп, фотоаппарат.
Аудиальные (слуховые): магнитофон; наушники; микрофон.
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):звуковые фильмы.
Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры;мультимедийное оборудование; интерактивная доска; проекторы.
Словесные: учебники; художественная литература; словари;учебные пособия; другая необходимая литература.
Средства воспитания. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться, классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы. Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками. Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего - на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3. Труд как средство воспитания. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через дежурство по классу; выполнение трудовых поручений
4. Игра как средство воспитания. Используется как в урочной, так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр: организационно-деятельностные; соревновательные, сюжетно-ролевые, спортивные; дидактические.
-
Конструктивные особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При входе в школу имеется вывеска с названием организации, выполненном рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
-
Школа создает необходимые условия для организации полноценного и сбалансированного питания инвалидов и детей с ОВЗ в период их нахождения в образовательной организации. В школе организовано 2-х разовое горячее питание для детей с ОВЗ в форме горячего завтрака. Питание организовано в помещении школьной столовой. В помещении столовой имеются необходимые условия для хранения пищевых продуктов. Мытье посуды осуществляется механическим способом с добавлением моющих средств. В помещении пищеблока соблюдаются необходимые гигиенические правила.
-
Медицинское сопровождение детей осуществляется работниками ФАПа сельского поселения "Хадабулакское": фельдшер и медицинская сестра. К охране здоровья обучающихся также относятся следующие мероприятия: оказание первой медико-санитарной помощи; контроль рациона питания и качества приготовленных блюд; определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН; ведется пропаганда здорового образа жизни;организовано прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством Российской Федерации; созданы условия по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в общеобразовательном учреждении; ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе; ежегодно обучающиеся школы проходят диспансеризацию и флюорографическое обследование; все кабинеты школы оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения.
- В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база школы оснащена: электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует школьный сайт. Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствии с договором оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом. Оператор связи: ОАО "Ростелеком". Тип подключения к сети Интернет - по технологии ADSL, скорость подключения 5-Мбит/с. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система СГО АИС. На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих". Доступ в кабинет, оборудованный компьютерами и сетью интернет, осуществляется на первом этаже здания школы (школа одноэтажная), необходимости в использовании пандуса, лифта не имеет необходимости.
- В учебном процессе используются ноутбуки. Школьная библиотека оснащены компьютерным рабочим местом. Обеспечен доступ к сети Интернет. В целях обеспечения безопасности обучающихся, для ограничения доступа к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на каждый компьютер установлен специализированный контент-фильтр. В школе имеется База электронных пособий по предметам, электронные учебники
- Специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования образовательная организация не обеспечена.
- Общежитие и интернат в образовательной организации не предусмотрены.